понедельник, 22 декабря 2014 г.

О авторе

Если бы вы прошли мимо него, то заметили бы его высокий рост и...хитрую улыбку. Да, вы ему понравились — как интересный персонаж и будущий герой его книг. Писатель-рентген, выявляющий людскую подноготную, рассказывает о ней так просто и незамысловато, будто старый приятель на вашей уютной кухне. И хитро, и жутко, и забавно, а местами и вовсе — уморительно смешно. Такой он, Сергей Пожарский — беззлобный циник, исследователь загадочных человеческих душ.



Связь с автором по издательским вопросам и предложениям - mail_otk@mail.ru



Интервью:
-Сергей, как тебя в писательство занесло?


- Это сложный вопрос, ответ на который я наверное и сам толком не знаю. (смеется).
Однажды Фредерик Бегбедер сказал такую мысль, что писателями становятся люди, которые хотят найти себя. Отыскать свое предназначение, разобраться в жизни. Я с ним отчасти соглашусь.

Сразу оговорюсь, что я не имею никакого специального профильного образования в этой сфере. Мои два высших лишь косвенно связаны с литературой. Я не оканчивал филологических и литературных факультетов. Я просто увлеченно читал. По вечерам я перечитывал близких мне по духу авторов, пытаясь самостоятельно чему-нибудь у них научиться. Не боясь, что скажут «профессиональные» литераторы обо мне, я пробовал писать, рассказывая свои необычные истории. 


Как правило, на каком-нибудь вечере или приеме, меня представляют как писателя, что немного смущает. Скорее я рассказчик, чем профессиональный творец пера. 

Я всегда говорю, что быть писателем в наше время - непозволительная роскошь. Нужно понимать, что в этой сфере мало кто способен зарабатывать себе на жизнь, поэтому литература это скорее дорогое хобби с прицелом на светлое будущее. 


- На кого ориентируешься в творчестве?

- Как таковых строгих ориентиров нет. Я люблю экспериментировать с жанрами - для той или иной истории я использую разные примеси стилей, которые как мне кажется более подходят для «цепляющего» рассказа. Поэтому я люблю малую прозу, она дает мне возможность поэкспериментировать как душе угодно. К примеру, есть задуманный сюжет и я хочу сделать окружение Кафки с диалогами в стиле Тарантино и с философскими нотками Пруста. Не слабый ведь коктейль? (смеется) 

Если же говорить о любимых авторах, то я могу перечислять очень долгое время. С удовольствием читаю Чарльза Буковского, Генри Миллера и Бегбедера. Кстати про Фредерика (улыбается) - именно после его книг, я всерьез задумался о собственном творчестве. Да-да. Именно этот человек показал, что можно так писать. Но он скорее не ориентир в творчестве, а крестный отец в литературе. Современный писатель тоже может вдохновлять и зажигать как рок-звезда. Но таких интересных личностей очень мало. Возможно, поэтому народ практически перестал читать. 

А так конечно список любимых авторов велик. Мне нравится Мопассан, его легкий стиль с яркими развязками. Артур Хейли. Люблю как он гениально строит привычные для нас миры, показывая сложный механизм работы. «Голод» Кнута Гамсуна - святая книга, обязательная к прочтению каждому человеку, которому втемяшилось в голову быть писателем. Хемингуэй, практически весь любим. Флобер. Не так давно открыл для себя Джона Фаулза. От «Волхва» был просто в коматозном восторге. Чак Палланик бывает на что-то вдохновляет. 


В нашей жизни, в любой сфере, не только в литературе, ценится уникальность. Всегда добивается успеха тот, кто сделал что-то свое, непохожее на других. Конечно быть в чем-то первопроходцем практически нереально, но к этому нужно стремиться. Как говаривал Буковский, если у вас все же получится, то вас ждет заработанный черный «БМВ» с особняком на Кубе, в котором тусуются полуголые красотки с нескончаемым потоком выпивки. Нужно просто творить, не рассчитывая на успех. 

- Вдохновение – капризная штука?
Капризная штука – лень. Именно она то отпускает вас к включенному ноутбуку, чтобы дописать главу, то настоятельно советует поваляться на диване слушая любимую музыку. 

- А муза у тебя есть?

Небольшой мягкий мячик в виде глобуса.(смеется) Я как доктор Хауз, который любит вертеть в руках всякие такие штуки, раздумывая над диагнозом персонажа. Так вот и я всегда с чем-то играюсь, придумывая, чем же удивить читателя.


- И как обычно рождается сюжет? 

По-разному. Сперва появляется идея. Простая и короткая. Потом она обрастает подробностями, персонажами и прочими вещами, создавая интересный мир. На самом деле сюжет - дело чисто техническое. Все строится по определенным законам вокруг какой-то задумки. Именно это самое сложное в хорошей книге или сценарии. Сейчас, когда литературное и сценарное сообщество уже несколько лет испытывает идейный голод, каждая неординарная история - на вес золота. 

Когда к вам придет, как вам покажется гениальная задумка, запишите ее и забудьте хотя бы на месяц. Затем вернитесь и перечитайте, если вам все так же кажется, что про это стоит рассказать, то пишите книгу. Ну или можете прислать мне. (Улыбается).

А вообще все происходит спонтанно. Можно гулять и кушать персиковый пончик, придумывая в это время трилогию «Властелина колец». Или в пробке за рулем, вспоминая персонаж Майкла Дугласа. В постели с девушкой, во время очередного оргазма. Так и вижу картину, где молодой человек быстро скидывает сидящую сверху любовницу и игнорируя ее возмущение, бежит к столу искать ручку и клочок бумаги. Конечно она может обидеться и в следующий раз переломать ему ноги, приковав на долгое время в инвалидное кресло, заперев в своем загородном особняке. Вот, чем уже не сюжет? А что, если этот парень случайно оказался писателем? Теперь он будет писать в перерыве между изнуряющим сексом романы для обидчивой пассии. Что говорите, уже было у Кинга? Так может он эту истории и придумал таким вот образом? (смеется).

Так что все происходит совершенно непредсказуемо. 

- Некоторые утверждают, что гениальные идеи к ним приходят под действием алкоголя или ЛСД…

- Всё может быть (смеется). Но лично мне что-то придумать под действием веселых таблеток кажется весьма проблематичным. Конечно, кроме идеи заказать пиццу или лилового эльфа. Так что эти заявления на мой взгляд – банальный маркетинговый ход. 

- Бывает, что в ходе работы над книгой ты кардинально меняешь замысел? 

- Вот представьте, вы сидите со своей возлюбленной в кинотеатре, обнимаясь и целуясь на заднем ряду. Кроме вас почти никого нет. Под тихий треск пленочного проектора в кинобудке, вы шепотом пересказываете все происходящее на экране своей слепой подруге. Вы должны так подобрать слова, чтобы как можно точнее пересказать фильм. Вы вольны изменить героев, место и какие-то перипетии. Но это уже будет другое кино. Если главный герой погибает в конце, а вы говорите что он остался жив, чтобы не расстраивать впечатлительную девушку, вы соврете. По крайней мере, самому себе.

Точно так же и в голове писателя. Он видит готовый фильм, который рисует его воображение. По большому счету все знаменитые литературные и художественные персонажи - это вымысел автора. Когда родились персонажи, они уже живут своей жизнью и порой изменить что-либо вам уже не под силу. Поэтому писатель точно так же смотрит свой фильм, пытаясь увлекательно перенести происходящее с помощью своего литературного мастерства и таланта на страницы книг. Которые потом, кстати, могут превратиться в настоящее кино. (смеется). В шутку я бы назвал литераторов несостоявшимися режиссерами, которые не дают погибнуть своему творчеству и начинают осваивать печатную машинку. 

Но суровая действительность такова, что разные факторы – требования редакторов, мнения цензоров, критиков заставляют изменять ваш мысленный фильм в угоду зрителям. Поэтому литература делится на две категории: для души и для денег. Это нормально и современный писатель должен уметь работать на обоих литературных фронтах, пытаясь выжить на полках книжных магазинов, где наблюдается чудовищная конкуренция. 

Кстати, о фильмах. В кинематографе есть такое понятие как «режиссерская версия». Когда в продажу поступает полная не урезанная лента, над которой не поиздевались продюсеры. Точно так же и я люблю выкладывать свою, не тронутую редакторами прозу на личном блоге и сайте. 

- А чем твои книги полезны людям? 

- Литература бывает двух видов. Одна книга способна вас развлечь на пару вечером, другая - заставить всерьез задуматься. Я надеюсь, что мои произведения относятся ко второй категории. 

Вообще, хорошая книга – это та, после прочтения которой что-то меняется внутри. Что-то мы осознаем, что-то переосмысливаем. Прочитанный рассказ может изменить ваш взгляд на многие происходящие вещи. 

Проблема современного общества в том, что многие не умеют думать. Вернее размышлять. Ну или не хотят. Посмотрите вокруг - всеобщая неосознанность почти поглотила все слои населения. Я всегда спрашиваю человека, есть ли у него мечта и чем бы он хотел заниматься? В большинстве ответов, все говорят общими расплывчатыми фразами, толком не понимая, чего в действительности хотят. В чем-то я сторонник Ницше, придерживаюсь точки зрения, что человек должен постоянно развиваться, двигаться, самосовершенствоваться в духовном, физическом плане. Для этого нужно думать, читать, здраво размышлять и осознанно принимать окружающие вещи. Только вот у общества, слушающего Стаса Михайлова и Бутырку под вечернюю антистрессовую стопку водки и смотрящего телевизор в прайм-тайм, не получатся размышлять. Они бы конечно может быть и рады подумать, но это обременительно и не модно. Да и чего уж, не выгодно никому, кто находится выше. Почти в каждом убивается с возрастом любознательность, стремление что-то оставить после себя, кроме квартиры и участка земли.

На некоторые вещи я всегда смотрю с иронией. Когда ты живешь и не понимаешь, что вокруг происходит - это последняя клиническая стадия. Когда же живешь и понимая, что-то пытаешься сделать, еще есть надежда на выздоровление (улыбается). 


Человек - это как книга. Когда ваш друг просит вкратце пересказать сюжет хвалимого вами романа, вы начинаете красноречиво расписывать, как герой сперва был простым неудачником, но борясь с обстоятельствами смог добиться успеха. Он возглавил завод, вложил деньги в кино, посетил полмира, женился на первой красавице, после чего получил Оскар за лучшую роль в драматическом фильме. Он жил яркой насыщенной жизнью.

А теперь, допустим вы приходите на кладбище и спрашиваете того же друга, о его умершем соседе, стоя возле надгробного камня и свежевырытой могилы. Друг вам расскажет, что покойный проработал сорок лет охранником, был разведен и последнее время беспробудно пил, от чего и отказала печень. Думаю, книга про такого человека будет никому не интересна. Главное чтобы текст было интересно читать, чтобы он развлекал и ненавязчиво наталкивал на какие-то мысли. 


- И напоследок немного о планах на будущее

Планов много, я бы даже сказал - огромное количество поставленных целей. Столько разных задумок, которые нужно воплотить. Найти бы еще время. В будущем я хочу уже более серьезно попробовать себя в сценарном творчестве. Так же в скором времени собираюсь побывать в Бангкоке, чтобы написать свой вариант «Личной танцовщицы».

- Спасибо за интересное интервью и удачи!

- Спасибо!


Комментариев нет:

Отправить комментарий