среда, 24 декабря 2014 г.

Образование

Образование
Летний душный день. Мужчина средних лет не спеша поднимается по ступенькам в  международный образовательный центр. Открыв дверь, он слышит, как раздается звон феншуйного колокольчика.
-Здравствуйте, - приветствует его улыбчивая молодая девушка на ресепшене. – Вам назначено?
-Да-да, - запыхавшись, отвечает он. – Меня ваш директор пригласил на это время.
-Секундочку, - она  смотрит какие-то записи. – Да, все верно, пожалуйста, проходите.
Мужчина следует дальше по коридору. Подойдя к двери аудитории, он стучит несколько раз, после чего заходит.
В центре за столом сидел руководитель центра, с суровым выражением лица он посмотрел на мужчину, пытаясь распознать в нем признаки налогового инспектора:
-А вы по какому, собственно, вопросу? – привстав, спросил он у гостя.
-Ну как, - растерялся мужчина. – Мы же с вами разговаривали по поводу курса японского языка. У вас, как вы сказали, нет преподавателя, но вы обещали что-нибудь придумать.
-А, - вспомнил он. – Да-да, точно. Как я мог забыть! Присаживайтесь.


Смахнув капли пота со лба, мужчина сел за узкую парту.
-А мы нашли вам первоклассного специалиста! – оживленно начал директор. – Было очень проблематично, но все же нам удалось пригласить его из уважаемого университета. Конечно, это будет не дешево. Но насколько я помню, вы обещали по двойному тарифу оплатить?
-Да, конечно. Я понимаю, - кивая, согласился мужчина.
-Отлично! Сейчас. Подождите секундочку, - директор центра  выбежал со скоростью пули из кабинета, громко хлопнув распахнутой дверью. Буквально через мгновение он вернулся, приведя с собой молодого азиата со смуглой кожей и черными глазами, как у испуганного волчонка. Держа его за руку, директор провел по аудитории и усадил напротив мужчины. – Вот! Лучший специалист в лингвистике!
Узкоглазый парнишка был одет в потрепанные джинсы и черную куртку с множеством карманов на груди. Испуганно бегая взглядом, он совершенно не понимал, что происходит.
-А вы уверены, что это японец? – усомнился будущий ученик международного обучающего центра.
-Ну да, - держа парнишку за плечо, чтобы тот не убежал, директор посмотрел азиату прямо в глаза. – Маде ин джапен?
-Скорее это китаец, - вспоминая, как выглядит Такеши Китано, мужчина, пододвинувшись, пристально осмотрел парнишку.
-Думаете? Не может быть! Хотя, если подумать, - он прищурил один глаз, - зачем вам японский? Китайский актуальнее. Они скоро весь мир покорят!
Совершенно не понимая, о чем разговаривают незнакомые мужчины, рассекреченный китаец изрядно начал потеть. Он решил, что попал на допрос к коммунистическим особистам. Боясь, что скоро его изобьют и отправят в переполненный лагерь, парнишка попытался вырваться, но директор с силой удержал его за плечо.
-Я право не знаю, - почесав затылок, мужчина задумался о перспективе китайского языка.
-Я знаю! – уверенно сказал директор, - Ну зачем вам японский? Суши вы и так сможете заказать! А вот китайский на будущее пригодится.
-Вспомнил! – неожиданно щелкнув пальцами, он указал на китайца. – Он у нас на рынке торгует! Точно! Китайскими калькуляторами и прочим барахлом!
-Ну вот видите как хорошо! Есть возможность наладить торгово-рыночные отношения! Все, решено! Вам наш курс просто необходим! Сейчас же отправляйтесь в кассу и оплачивайте обучение! Завтра в шесть утра мы вас ждем!
-А почему так рано? – возмутился мужчина.
-Ну так вашему сенсею нужно еще успеть с вами позаниматься перед работой. Да и вам полезно проникнуться  их философией трудолюбия, которой тысячи лет! Заодно, если будете показывать хорошие результаты, он вас возьмет на практические занятия!
Едва только директор успел разжать пальцы и убрать руку с плеча, как китайский парнишка изо всех сил стремительно выбежал из аудитории.
В дверь еще раз постучали. Вошел молодой человек в камуфляжных штанах и рюкзаком на плече.
-Здравствуйте, Сергей Олегович, - протянул он руку. – У меня назначен курс обучения выживания  в экстремальных условиях в лесу.
-Да-да, я помню, - пожав руку, директор достал телефон и кому-то позвонил.– Выходите на улицу. Там ждет машина. Сейчас вас отвезут в тайгу, после чего дадут компас, флягу воды и подробные инструкции.
-Отлично! – обрадовался парень.
-И друзьям передайте, - директор опустил взгляд и уже тише в полголоса продолжил, - если все пройдет хорошо, что только у нас можно многому научиться! Такие знания ни в одном вузе не дадут!

***
В одном самом важном из всех важных университетов, в обычной лекционной аудитории, не видевшей капитального ремонта уже с десяток лет, проходили занятия по экономическим наукам. Уже пожилой профессор в закатанном сером свитере, сутулясь, стоя за кафедрой, безразлично что-то бормотал невнимательно записывающим студентам. Аудитория была забита несколькими группами, и из-за этого на последних рядах стоял непрекращающийся шум. У молодых ребят были куда более важные проблемы, которые они хотели обсудить между собой, не дожидаясь конца ленты. «И приходим мы к нему домой после кафе. Представляешь, у него все там в кубиках! Такой клевый!», - шептались подруги, время от времени что-то безразлично черкая в тетрадке. «Скорей бы конец, - тем временем думал про себя профессор. - Нужно еще на дачу съездить, полить огурцы, а то тёща опять будет пилить».
Постучав в дверь, немного помедлив, уверенным шагом в аудиторию зашел солидно одетый мужчина. Одни его туфли от именитого кутюрье стоили как полугодовая зарплата любого преподавателя.  Поправив расстегнутый ворот рубашки, он поднялся и подошел к кафедре.
-Можете быть свободны, - сказал он, похлопав растерянного профессора по плечу.
-Простите, - теперь уже испуганно, осмотрев наглого незнакомца, - но вообще-то у меня еще идет лекция!
-У меня нет времени ждать, - отрезал он, кивнув, словно Остап Бендер в исполнении Миронова. – Все уже оговорено с вашим ректором! Вас разве не предупреждали?
-Так вы тот самый Пожарский? – с округленными глазами отступил назад почетный хранитель знаний.
-Так точно, - дальше отстраняя профессора от кафедры, Пожарский достал небольшой блокнот и демонстративно посмотрел на подаренные одним знакомым олигархом золотые часы «Патек Филип». – И принесите мне, пожалуйста, кофе.
-Да, да. Хорошо, - смиренно удалился профессор, недовольно ворча что-то себе под нос. – А вам с сахаром?
-Два кусочка, - показав «пис», он повернулся к аудитории. Галдящие студенты совершенно не обращали никакого внимания на происходящие внизу перевороты преподавательской власти. – Прошу внимания!
Ноль эмоций. После чего Пожарский, повысив голос, повторил:
-Дорогие друзья! – все продолжали шуметь. Завладеть аудиторий не так просто, когда больше сотни человек наплевательски относятся к оратору. – Вы сегодня будете все отчислены за неуспеваемость!
Гул начал замолкать. Двадцатилетние парни и девушки начали думать, что к ним приехал на проверку некто никак не меньше заместителя министра по образованию.
-Благодарю, - положив ладони по краю кафедры, он слегка наклонился вперед. – Вы будете отчислены, если не выслушаете внимательно мое объявление.
-А кто ты такой? – дерзко спросил один смелый из безликой толпы.
-Я тот, кто откроет сегодня вам глаза на всю систему образования! Разрушу весь миф высшего образования! И докажу, что нет ничего лучше самообразования и специализированных курсов! – сыпал он громкими эпитетами, как учил дедушка Карнеги, щелкая пальцами для концентрации внимания на слове образование.
-Простите, - в аудиторию, осторожно шагая, вернулся профессор, неся в трясущихся руках  и стараясь не разлить чашку растворимого кофе. За его спиной следовали двое старших преподавателей, которые из любопытства прибежали посмотреть на хваленого друга ректора. Пока профессор прислуживал, поднося кофе, они сели в уголке послушать, о чем же хотел поведать этот респектабельный человек.
-Два сахара положили? – уточнил Пожарский, отхлебнув.
-Да-да, - закивал профессор и присоединился к любопытным коллегам.
-Высшее образование – сплошной миф! – услышав эти слова, студены снова начали недовольно галдеть. – Тише, тише! Сейчас я вам объясню почему, - Пожарский указал пальцем на симпатичную сидящую на первом ряду брюнетку. – Скажите, на кого вы учитесь?
-На менеджера-экономиста, - милым голоском ответила она, строя харизматичному Пожарскому глазки.
-Вам нравится эта профессия? Вы всегда мечтали стать менеджером-экономистом? – напористо продолжил спрашивать он.
-Ну не знаю, - протянула она, хлопая своими длинными ресницами. – Выбирать особо не приходилось. Да и родители сказали, что это лучше, чем, например, биолог.
-Вот! – ткнул он пальцем в воздух. – Все начинается с того, что почти каждый неосознанно выбирает профессию. После защиты диплома выпускники оказываются на обочине жизни и, кидаясь в крайности, решают получить второе высшее и даже третье! А все для чего?
-Для диплома! – выкрикнул парень с последней парты и громко заржал.
-Если вам нужны просто корочки, после подойдите ко мне, я дам вам номер телефона. За скромную сумму вы сможете стать кем угодно всего за пятнадцать минут. Также за дополнительную плату станете обладателем красного диплома. Только вот что толку от этих бумажек?
-Клево! – обрадовался ленивый студент.
-Образование получают для того, чтобы найти свое место в жизни, устроиться на хорошую работу, заниматься тем, чем нравится, и быть всегда востребованным специалистом в своей сфере, - разъяснял Пожарский. – Только вот современные образовательные учреждения совсем про это забыли.
-Что вы имеете в виду? – неуверенно подняв руку, словно закоренелый троечник, спросил профессор.
-Я имею в виду всю бесполезность вашего образования!
-Но позвольте, - попытался возразить профессор.
-В этих стенах собрались лжецы, лицемеры и обманщики! – повысив тон, Пожарский высказывался как можно более колкими оскорблениями.  – Но давайте все разложим по полочкам. Как все происходит.
На мгновение он замолчал, скользя по аудитории взглядом.
-Окончив школу, вы получаете аттестат о среднем образовании, - щелкнув пальцами, он продолжил, - далее общество говорит, что нужно куда-то поступать. Либо в техникум, либо в ВУЗ. Кто без особых амбиций на жизнь, те идут на что-нибудь простое, непритязательное. В итоге они выучиваются и начинают работать сварщиками, поварами, технологами.  По-своему они счастливы. Они получают технические навыки, которые можно применять для заработка.
-А кто не хочет работать сварщиком? – опять кто-то выкрикнул из сидящих.
-А кто не хочет, те начинают раздумывать о высшем образовании. Особенно если карманы родителей позволяют такие мысли. Ребенка приводят в институт, где его встречает приемная комиссия. Каждый декан красочно расписывает свой факультет, рекламируя свою специальность. Его задача -  продать вам образ счастливого будущего. Профессия – такой же продукт, как любой другой в супермаркете. Нужно правильно его позиционировать, выделить преимущества и обосновать стоимость. Вот какой у вас самый дорогой факультет?
-Пиар! – ответила девушка.
-Нет, экономика! – отозвалась ее рыжеволосая соседка.
-Я почему-то не услышал про юридический факультет, - сказал Пожарский. – Но да ладно. Вопрос: из чего формируется такая цена? Э? – он посмотрел на профессора.
-Она зависит от количества предметов, обучающей программы и числа задействованных преподавателей, - оправдывался за всех профессор. Двое его коллег сидели и внимательно слушали.
-А мне казалось, что формируется в зависимости от спроса? Чем больше абитуриентов хотят поступить, тем больше и цена за семестр. Замечаете иронию? Не от того, насколько востребованы выпускники, а от банального спроса при поступлении. Проще говоря, создается престиж профессии, миф, что это модно. Поэтому сейчас куда ни плюнь, везде экономисты, юристы и менеджеры.
-А журналисты? – спросила все та же девушка.
-А их еще больше. Как раз у меня в компании работают двое. Один трудится экспедитором, другой продавцом, - опять посмотрел на свои часы Пожарский. – А все почему? Их плохо обучили? Или они настолько бездарны? Подумайте на досуге.
-К чему все это? – спросил наконец молчаливо сидевший до этого преподаватель. – Что вы хотите доказать?
-Я хочу объяснить, что вся система образования -  раздутый рекламный миф, который вытягивает на протяжении нескольких лет деньги со студентов!
-Это полная чушь! – возмутился обиженный доцент кафедры экономики.
-Но, к сожалению, я рассказал лишь часть проблемы, - не обращая никакого внимания на несогласных, Пожарский продолжал работать на публику. Манера его речи периодически менялась. Он то говорил в довольно быстром темпе, то резко замедлялся. Психика слушателей сперва разгонялась, затем плавно тормозилась.  – Вторая составляющая беда –  это бесполезность преподавателей!
После этой фразы все трое представителей университета начали что-то несуразно доказывать, пытаясь перекричать возбужденно галдящих студентов.
-Прошу немного тишины! Не забывайте об отчислении, - успокоил их Пожарский. – Задам вопрос, чему вас могут научить эти люди?
-У меня диссертация! – возразил один.
– У меня степень! – прокричал другой.
-А научить-то чему можете? – помедлив, он посмотрел на пышную грудь другой молоденькой брюнетки, после чего ей подмигнул. – Кроме ваших регалий, какие у вас есть практические достижения? Где вы еще работали, кроме этих стен? Я не слышу?
-Аспирантом я инструктором по плаванию подрабатывал, - с опущенным взглядом промямлил преподаватель.
-Так вот, вторая проблема в том, что преподаватели это не практики, это теоретики! Они не учат новым знаниям, они просто эти знания передают. Понимаете разницу?! Как сказал Чубайс, ты не можешь учить, если у тебя нет собственного бизнеса! Вам, дорогие студенты, просто пересказывают якобы нужный объем знаний путем чтения монотонных лекций!
-Да! – смеясь, закричал парень в конце аудитории. – Так и есть!
Профессор, чувствуя, что затевается бунт, попытался хоть как-то овладеть ситуацией и спросил:
-А как еще человек может овладеть знаниями менеджмента или юриспруденции?
-Только на практике! – не задумываясь, ответил Пожарский. – Книжки он может и дома почитать. Конечно, должен быть опытный наставник, который покажет, что нужно знать и в чем самостоятельно разбираться. Следует задавать простой вопрос, приходя к учителю. А, собственно, почему вы меня учите? Чего сами достигли? Сколько компаний открыли, какими учреждениями управляли? Какое ваше право учить меня?
-Все это весьма спорно, - ответил преподаватель.
-Конечно, проще нахватать мнимых званий кандидатов, докторов наук и работать по повышенной ставке, получая незаслуженную зарплату, ходя по коридорам института с важным выражением лица.  А вот поставь их на место руководителя. Думаете, они что-нибудь смогут? – Пожарский опять посмотрел на часы. – Надеюсь, я сегодня вам хоть немного открыл глаза на весь миф образования.
-Так, а как же быть? – протянула девушка.
-Помнить, что самое лучшее в этой стране – самообразование. Практика. А также дополнительные курсы, - немного помолчав, увидев интерес в лицах слушателей, он продолжил. – На этом моменте я бы хотел остановиться поподробнее.
-Никакие курсы не заменят ВУЗ! – все никак не угомонился профессор.
-Это вы так считаете! Не так давно, узнав, какая сформировалась плачевная ситуация, про которую я вам вкратце объяснил, мы с соучредителями решили открыть «Международный центр образования» на базе вашего университета.
После этой фразы все студенты и трое преподавателей негодующе стали переглядываться между собой.
-Простите, а это как? – спросил хипповатого вида студент.
-Не как, а где, - щелкнул пальцами Пожарский. – Я же только что сказал, на базе вашего ВУЗа. Ваш высокоуважаемый ректор, мой очень хороший товарищ, любезно согласился сдать в аренду на неопределенный срок свой университет, пока он отправился в командировку на повышение квалификации. Он мне сегодня уже звонил, хвастался, как в Карибском море удивительную ракушку нашел.
-А почему международный? – поинтересовалась блондинка, отвлекшаяся от написания смс подруге.
-Потому что мы за дружбу народов! И уже есть договоренность на поставку студентов из южной Африки и Узбекистана.
-Но, - начал было профессор, но затем осознав всю ситуацию, замолчал.
-В его отсутствие я являюсь заместителем ректора, следовательно, руковожу всем составом и образовательными программами. В течение недели моя секретарша подготовит новый сокращенный учебный план. Но пока я бы хотел вкратце зачитать основные пункты реформы, - он достал из кармана брюк сложенный пополам листок и, развернув его, щурясь, начал читать:
-Первое. Отныне все студенты будут учиться меньше. Не пять и более лет, а всего один год. После которого каждый студент получит диплом. Стоимость оплаты, разумеется, не изменится. Второе. На менеджменте добавятся новые дисциплины, которые просто необходимы современным специалистам. Вас будут учить, как грамотно проводить откат, законно скрывать налоги, договариваться с китайскими поставщиками и успешно давать взятки чиновникам и инспектирующим инстанциям. Также в дисциплину «Финансы и кредит» войдут главы, как правильно выводить средства из ООО, доказывать непреднамеренное банкротство и как брать займ в нескольких банках под одно и то же имущество. В психологии добавятся часы тренингов по сексуальным манипуляциям, поэтапному воздействию и вредологии. Их будет читать мой глубокоуважаемый знакомый, тренер героев, Вадим  Шлахтер. Также в первую неделю будет проведена аттестация преподавателей на профпригодность. Пора устраивать чистку кадров, - Пожарский посмотрел на запуганного профессора. – Например, на кафедре менеджмента работает бабушка сорок второго года рождения, которая ведет экономтеорию и инновационный менеджмент.  Это только часть грядущих изменений. Изменится и система сдачи сессии. Теперь она становиться полностью платной.
-Наконец через кассовый аппарат? – пошутили ребята.
-Не совсем, - улыбнулся Пожарский. – Теперь все оценки ставятся по двум параметрам. Первое за знания, вторая оценка за коммуникабельность. Грубо говоря, каждому студенту нужно будет попытаться дать взятку, чтобы ему поставили вторую оценку. У преподавателей будет установка не брать и также жесткое наказание в случае доказательства факта. Нужно уметь так подкатить, чтобы никто не мог придраться. Все как в жизни. Такой навык пригодиться в работе с администрацией и прокуратурой. Помню, как я говорил еще в свои далекие студенческие годы: «Выучить и сдать может любой дурак, а ты попробуй не учить и договориться».
-Черти что творится! – наконец взорвался профессор. – Это уже ни в какие рамки не лезет! Вы в своем уме?!
-Кстати, забыл сказать. Отныне всему персоналу зарплата поднимается в четыре раза, - щелкнув языком, исполняющий обязанности ректора посмотрел на приглянувшуюся миловидную брюнетку, что сидела на первом ряду.
-Ни в какие рамки не лезет! – вскочивший профессор тут же изменился в голосе. – Я просто удивляюсь, как мы до сих пор работали без такой современной системы обучения. И я тоже всегда считал, что Клаудию Ивановну нужно уволить! Она уже несколько лет глуха как тетерев!
-Также настоятельно рекомендую взять в читальном зале одну очень замечательную книгу – «Так рассказывал Пожарский», которая просто необходима для здравого мышления, - он вышел из-за кафедры и, спустившись, подошел к той самой брюнетке. – А вы, молодая леди, хотите досрочно закрыть сессию?
-Ой, а так можно? – заулыбалась она.
-Конечно! – подмигнув, Пожарский взял ее за руку, вывел из-за парты и, приобняв за талию, направился к двери. – А вы, товарищи студенты, можете быть свободны! Готовьтесь к новому поколению образования!
Так ли это было или нет, довольно сложно сказать. Эту легенду на протяжении многих лет пересказывают студенты друг другу, вспоминая, как когда-то просуществовал данный «Международный центр образования», пока его не прикрыли власти. Но одно известно точно, что те выпускники, первые и единственные, которым посчастливилось пройти программу обучения, стали знаменитыми депутатами, олигархами и банкирами. Уж не поэтому ли прикрыли лавочку, что боялись массовой конкуренции? Э?

Комментариев нет:

Отправить комментарий